Споры о назначении пенсии
_______________________________________________
Оспаривание даты установления страховой пенсии
резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2021г.
мотивированное решение составлено 28 мая 2021г.
36RS0034-01-2019-000986-48
Дело № 2-405/ 2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Россошь 25 мая 2021г.
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Фомкиной С.С.,
при секретаре Лошаковой М.В.,
с участием истца Соломоновой Елены Абдулоевны, представителя адвоката Ткаченко Виктора Васильевича, ордер №18778 от 28 апреля 2021г.,
представителя ответчика УПФР в Россошанском районе Воронежской области Ворониной А.С. доверенность №28 от 28 апреля 2021г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соломоновой Елены Абдулоевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области (межрайонное)
о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец Соломонова Елена Абдулоевна обратилась в суд с иском к ответчику Государственному учреждению–Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области(межрайонное) (далее УПФР) с указанным иском, в обоснование требований указала, что решением ответчика от 12 августа 2020 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, при этом отказано в принятии в качестве документа, подтверждающего страховой стаж, трудовой книжки № от 10.08.1981года, так как бланк данной трудовой книжки изготовлен значительно позже даты заполнения, в связи с чем не включены в страховой стаж периоды работы: с 11.08.1981 по 27.03.1992, общей продолжительностью 4 года 11 месяцев 10 дней, в том числе: с 11.08.1981 по 07.12.1981, с 18.02.1985 по 15.05.1987 в должности швеи -мотористки Карган-Тюбинской швейной фабрики Душанбинского производственного швейного объединения имени 50-летия СССР Таджикской ССР; с 25.03.1987 по 18.06.1988 в качестве технички в средней школе №4 города Курган-Тюбе Таджикской ССР; 01.11.1988 по 16.11.1988 в должности штукатура маляра МПМК; с 13.12.1988 по 26.06.1989 в должности штукатура-маляра в ХРСУ-5 при автоуправлении; с 23.11.1989 по 03.07.1990 в должности маляра ПМК-4, СПМК ОПС; с 21.08.1990 по 06.02.1991 в должности штукатура –маляра кооператива «Фарзот»; с 19.02.1991 по 20.09.1991, с 09.11.1991 по 27.03.1992 в должности штукатура –маляра кооператива «Табассум», хотя ею предоставлялись уточняющие справки о периодах трудовой деятельности, тогда как ответчиком уточняющие запросы о предоставлении сведений о стаже истца направлялись по ошибочному адресу. В письме УПФР от 26.01.2021 истец уведомлялся о необходимости предоставить в трехмесячный срок документы подтверждающий периоды и заработок, при этом не приняты во внимание предоставленные справки со ссылкой данные документы поступили не по запросу УПФР, чем по мнению истца нарушены его пенсионные права, так как на УПФР возложена обязанность истребования уточняющих страховой стаж справок.
Истец просит решение УПФР в Россошанском районе Воронежской области от 12.08.2020 №283758/20 об отказе в назначении Соломоновой Е.А. страховой пенсии по старости признать недействительным; обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 10.05.2020, с момента ее обращения с заявлением о назначении пенсии.
В судебном заседании истец Соломонова Е.А. поддержала заявленные требования настаивала на удовлетворении, суду пояснила, что считает незаконным назначение пенсии только с даты повторного обращения, отсутствие на момент первоначального обращения справок не должно ограничивать ее права, просила признать право на страховую пенсию по старости с 10 мая 2020г. и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с указанной даты.
Представитель истца адвокат Ткаченко В.В. в судебном заседании исковые требования Соломоновой Е.А. поддержал в полном объеме, обосновав аналогично тексту искового заявления, пояснил, что длительные сроки предоставления уточняющих справок подтверждающих стаж Соломоновой Е.А. были обусловлены необходимостью их получения из Республики Таджикистан.
Представитель ответчика УПФР в Россошанском районе Воронежской области Воронина А.С. возражала против удовлетворения заявленных Соломоновой Е.А. требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях (л.д.49-51), пояснила, что обязанность по предоставлению необходимых документов для назначения пенсии возложена на заявителя. Необходимость представления справок, подтверждающих стаж истцу было разъяснено еще 07 мая 2020 при предварительной оценке ее документов специалистом. В связи с отсутствием документов, подтверждающих стаж, пенсия была назначена при повторном обращении. В иске просит отказать.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно приложению 6 указанного закона, возраст, по достижению которого граждане приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в 2019г. подлежит увеличению на 12 месяцев и составляет для женщин 56 лет.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. (ч.2 ст.22 указанного Федерального закона).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч.3 ст.22 данного Федерального закона).
Как установлено в судебном заседании, истец Соломонова Е.А., <Дата обезличена> года рождения (л.д.12). 07.05.2020 обратилась к ответчику УПФР в Россошанском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с 10.05.2020, по достижению ею возраста 55 лет 6 месяцев.
При подаче заявления о назначении пенсии по старости приложила к заявлению следующие документы: трудовая книжка № от 10.08.1981, архивная справка №1-24/59 от 28.06.2019, справка о работе б/н на запрос №14 от 10.04.2020, архивная справка о стаже работы и о переименовании за № 01-26/401 и №01-26/400 от 10.04.2020, свидетельство о рождении от 22.11.1985г., выписка из индивидуального лицевого счета.
Решением Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области от 12 августа 2020г. №283758/20 Соломоновой Е.А. отказано в назначении пенсии по старости, поскольку представленная трудовая книжка № от 10.08.1981 выдана с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда ССР от 20.06.1974 №162. Согласно сведениям ФГУП «Госзнак» Министерства финансов РФ трудовые книжки данной серии выпускались в Таджикской ССР в 1984году. Общий страховой стаж Соломоновой Е.А. по представленным документам для назначения страховой пенсии по старости составляет 13 лет 04 месяцев 21 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 17,373, при необходимой 18,6.
В страховой стаж истца не были включены периоды работы:
с 11.08.1981 по 27.03.1992, общей продолжительностью 4 годы 11 месяцев 10 дней, в том числе: с 11.08.1981 по 07.12.1981, с 18.02.1985 по 15.05.1987 в должности швеи -мотористки Карган-Тюбинской швейной фабрики Душанбинского производственного швейного объединения имени 50-летия СССР Таджикской ССР; с 25.03.1987 по 18.06.1988 в качестве технички в средней школе №4 города Курган-Тюбе Таджикской ССР; 01.11.1988 по 16.11.1988 в должности штукатура маляра МПМК; с13.12.1988 по 26.06.1989 в должности штукатура-маляра в ХРСУ-5 при автоуправлении; с 23.11.1989 по 03.07.1990 в должности маляра ПМК-4, СПМК ОПС; с 21.08.1990 по 06.02.1991 в должности штукатура –маляра кооператива «Фарзот»;
с 19.02.1991 по 20.09.1991, с 09.11.1991 по 27.03.1992 в должности штукатура–маляра кооператива «Табассум», общей продолжительностью 4 года 11 месяцев 10 дней.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств- участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992г., подписанного и ратифицированного, в том числе Российской Федерацией и Республикой Таджикистан для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан государств-участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. При установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками ССР для подтверждения страхового и льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников, необходимо подтверждение периодов работы компетентными органами этого государства.
Согласно письма Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан от 23.05.2014 №11.3/1030 о порядке направления запросов о стаже и заработной плате, компетентным органом по пенсионным вопросам является Агентство по социальному страхованию и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Правила N 884н).
Согласно пунктам 22, 65 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган.
Пенсионным органом были направлены в компетентные органы запросы 29.05.2019 и 15.07.2019 в целях подтверждения периодов работы истца, также предложено истцу в срок до 07.08.2020 предоставить документы, подтверждающие периоды работы и среднемесячный заработок. В рамках установленного ст. 11 - 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" трехмесячного срока, какие-либо документы, подтверждающие периоды работы истца не поступили.
УПФР в Россошанском районе 06.05.2020 и 02.09.2020 направлены повторные запросы в Агентство по социальному страхованию и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан об оказании содействия в истребовании справок о стаже и заработной плате Соломоновой Е.А.
Указание ответчика о предоставлении 08.09.2020 (то есть за пределами установленного законодателем трехмесячного срока) истцом предоставлены в УПФР в Россошанском районе копии справок №46 от 21.08.2020, №47 от 21.08.2020, №48 от 21.08.2020 выданные ООО «Мехровари кургонтеппа» Республики Таджикистан, справки Министерства образования и науки Республики Таджикистан, акт сверки Управления агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан по городу Бохтар от 25.08.2020, документально не подтверждено.
С целью проверки полученных сведений Пенсионным органом были перенаправлены запросы, ответ, с подтверждением периодов работы истца в Республике Таджикистан, поступил в адрес ответчика 28.10.2020 (л.д.56-64,69-77), с учетом полученных сведений, 13.11.2020 УПФР в Россошанском районе вынесено решение о назначении истице страховой пенсии по старости с даты якобы повторного обращения 28.10.2020 (путем телефонного обращения, в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 26.08.2019 №603п, о временном порядке предоставления услуг с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19), при этом истец отрицает факт повторного обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии (28.10.2020).
Истцом также не оспаривался размер установленной пенсии, истец не согласна с решением ответчика в части даты назначения пенсии.
Как усматривается из вышеизложенного, фактически на момент первоначального обращения в Пенсионный фонд 07 мая 2020г. у Соломоновой Е.А. фактически был выработан необходимый страховой стаж, он подтверждался записями в трудовой книжке. Однако он не был принят к учету в полном объеме в связи с отсутствием справок о подтверждении стажа.
После получения справок ответчиком представления справок истцом полученных 22.09.2020 из Республики Таджикистан и при согласии истца оформить заявление об установлении страховой пенсии по старости (л.д.64), при повторном обращении истца в Пенсионный фонд указанные документы были приняты к рассмотрению ответчиком и отраженный в них трудовой (страховой) стаж был зачтен для определения размера ИПК.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при первоначальном обращении 07.05.2020 в Пенсионный фонд истец, по состоянию на 10.05.2020, обладала правом на назначение страховой пенсии по старости по достижении ею возраста 55 лет 6 месяцев. Дополнительно суд принимает во внимание, что длительный период представления справок истцом обусловлен нахождением организаций в другом государстве – Республике Таджикистан (л.д.27-29), что значительно затрудняет их получение, однако не должно ущемлять социальное право гражданина на назначение пенсии по старости.
Оценив предоставленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что на момент первого обращения истца в УПФР в Россошанском районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости предоставленные Соломоновой Е.А. документы, подтверждающие периоды работы в Республике Таджикистан, были предоставлены в полном объеме, кроме того данные сведения были учтены при принятии решения о назначении, последней пенсии с 28.10.2020.
В силу ст.19 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется равенство прав и свобод без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Это положение Конституции дает истцу право на равенство пенсионных прав с другими лицами, выполнявшими аналогичную с его работой, работу и в свое время, имеющими возможность представить требуемые документы. Этого права истец не может быть лишён только потому, что ответчик документы работодателя, уточняющие периоды работы истца необоснованно не принял во внимание, в связи с этим принятое УПФР в Россошанском районе решение от 12.08.2020 об отказе в назначении пенсии с 10.05.2020 является не обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соломоновой Елены Абдулоевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, удовлетворить.
Решение Государственного учреждения- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области от 12.08.2020 №283758/20 об отказе в назначении страховой пенсии по старости Соломоновой Елене Абдулоевне признать недействительным.
Признать за Соломоновой Еленой Абдулоевной право на назначение страховой пенсии по старости с 10 мая 2020 года.
Обязать Государственное учреждение- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской назначить Соломоновой Елене Абдулоевне, 10.11.1964 года рождения страховую пенсию по старости с 10.05.2020.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.С. Фомкина
резолютивная часть решения оглашена 25 мая 2021г.
мотивированное решение составлено 28 мая 2021г.
В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-5083/2021
УИД:36RS0034-01-2021-000986-48
Строка № 068 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 26 августа 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кожевниковой А.Б.,
судей Кузнецовой Л.В., Храпина Ю.В.,
при секретаре Тарасове А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
гражданское дело № 2-405/2021 по иску Соломоновой Елены Абдулоевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Россошанскому району Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, признании права на назначение страховой пенсии по старости
по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) Шапошникова М.В.
на решение Россошанского районного суда Воронежской области от 25 мая 2021 г.
(судья райсуда Фомкина С.С.),
У С Т А Н О В И Л А:
Соломонова Е.А. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику, указывая, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное)от 12 августа 2020 г. ей отказано в назначении страховой пенсии по старости, при этом отказано в принятии в качестве документа, подтверждающего страховой стаж, трудовой книжки ОТ-I №1038788 от 10 августа 1981 г., поскольку бланк данной трудовой книжки изготовлен значительно позже даты заполнения, в связи с чем, не включены в страховой стаж периоды работы: с11 августа 1981 г. по 27 марта 1992 г., общей продолжительностью 4 года 11 месяцев 10 дней, в том числе, с 11 августа 1981 г. по 7 декабря 1981 г., с 18 февраля 1985 г. по 15 мая 1987г. в должности швеи - мотористки Карган-Тюбинской швейной фабрики Душанбинского производственного швейного объединения имени 50-летия СССР Таджикской ССР;с25 мата 1987 г. по 18 июня 1988 г. в качестве технички в средней школе №4 города Курган-Тюбе Таджикской ССР; с 1 ноября 1988 г. по 16 ноября 1988 г. в должности штукатура маляра МПМК; с 13 декабря 1988 г. по 26 июня 1989 г. в должности штукатура-маляра в ХРСУ-5 при автоуправлении; с 23 ноября 1989 г. по 3 июля 1990 г. в должности маляра ПМК-4, СПМК ОПС; с 21 августа 1990 г. по6февраля1991 г. в должности штукатура –маляра кооператива «Фарзот»; с 19 февраля 1991 г. по 20 сентября 1991 г., с 9 ноября 1991 г. по 27 марта 1992 г. в должности штукатура –маляра кооператива «Табассум», при том, что ею предоставлялись уточняющие справки о периодах трудовой деятельности, тогда как ответчиком уточняющие запросы о предоставлении сведений о ее стаже направлялись по ошибочному адресу. Письмом от 20 июля 2020 г. она уведомлялась ответчиком о необходимости предоставить в трехмесячный срок документы, подтверждающий периоды и заработок. Однако предоставленные справки ответчиком не приняты во внимание со ссылкой, что данные документы поступили не по запросу пенсионного органа. Решением ответчика от 13 ноября 2020 г. № 722031/20 ей назначена страховая пенсия по старости с 28 октября 2020 г., чемнарушены ее пенсионные права, так как право на пенсию по старости у нее возникло с 10 мая 2020 г. В связи с чем, Соломонова Е.А. просит признать недействительным решение ГУ – УПФРФ в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) от 12 августа 2020г. №283758/20об отказе в назначении ейстраховой пенсии по старости; обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 10 мая 2020 г.(л.д. 6-11, 47).
Решением Россошанского районного суда Воронежской области от 25 мая 2021 г.исковые требования Соломоновой Е.А. удовлетворены (л.д. 105, 106-109).
В апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) Шапошникова М.В.ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильного толкования норм материального права, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований (л.д. 114-116).
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Юрченко Н.В. поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просит решение суда отменить.
Соломонова Е.А. считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав истца и представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 7 мая 2020 г. Соломонова Е.А., 10 ноября 1964 года рождения, обратилась в ГУ – УПФРФ в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с 10 мая 2020 г., по достижению ею возраста 55 лет6 месяцев, приложив к заявлению следующие документы: трудовую книжку ОТ-I №1038788 от 10 августа 1981 г., архивную справку №1-24/59 от 28 июня 2019 г., справку о работе б/н на запрос №14 от 10 апреля 2020 г., архивную справку о стаже работы и переименовании за № 01-26/401 и №01-26/400 от 10 апреля 2020 г., свидетельство о рождении, выписку из индивидуального лицевого счета.
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) от 12 августа 2020г. №283758/20 Соломоновой Е.А. отказано в назначении пенсии по старости, поскольку представленная трудовая книжка ОТ-I №1038788 от 10 августа 1981 г. выдана с нарушением Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением ГоскомтрудаСССРот 20 июня 1974 г.№162. Согласно сведениям ФГУП «Госзнак» Министерства финансов Российской Федерации трудовые книжки данной серии выпускались в Таджикской ССР в 1984г. Общий страховой стаж Соломоновой Е.А. по представленным документам для назначения страховой пенсии по старости составляет 13 лет 04 месяцев 21 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 17,373 при необходимой 18,6.
В страховой стаж истца не включены периоды работы: с 11 августа 1981 г. по 27 марта 1992 г., общей продолжительностью 4 года 11 месяцев 10 дней, в том числе, с 11 августа 1981 г. по 7 декабря 1981 г., с 18 февраля 1985 г. по 15 мая 1987 г. в должности швеи - мотористки Карган-Тюбинской швейной фабрики Душанбинского производственного швейного объединенияимени 50-летия СССР Таджикской ССР; с 25 мата 1987 г. по 18 июня 1988 г. в качестве технички в средней школе № 4 города Курган-Тюбе Таджикской ССР; 1 ноября 1988 г. по 16 ноября 1988 г. в должности штукатура маляра МПМК; с 13 декабря 1988 г. по 26 июня 1989 г. в должности штукатура-маляра в ХРСУ-5 при автоуправлении; с 23 ноября 1989 г. по 3 июля 1990 г. в должности маляра ПМК-4, СПМК ОПС; с 21 августа 1990 г. по 6 февраля 1991 г. в должности штукатура – маляра кооператива «Фарзот»; с 19 февраля 1991 г. по 20 сентября 1991 г., с 9 ноября 1991 г. по 27 марта 1992 г. в должности штукатура – маляра кооператива «Табассум», общей продолжительностью 4 года 11 месяцев 10 дней.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, установив, что на момент первоначального обращения 7 мая 2020 г. в пенсионный орган, по состоянию на 10 мая 2020 г., обладала правом на назначение страховой пенсии по старости по достижении ею возраста 55 лет 6 месяцев, пришел к выводу о признании за Соломоновой Е.А. права на назначение страховой пенсии по старости с 10 мая 2020 г.
Судебная коллегия по существу соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно приложению 6 указанного закона, возраст, по достижению которого граждане приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в 2019г. подлежит увеличению на 12 месяцев и составляет для женщин 56 лет.
На основании части 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в целях адаптации к изменениям условий пенсионного обеспечения данным законом установлена льгота для граждан, предусмотренных в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "Остраховых пенсиях", которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019г., страховая пенсия может назначаться ранее достижения возраста согласно приложению 6, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч.2 ст.22 указанного Федерального закона).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч.3 ст.22 данного Федерального закона).
Согласно письму Министерства труда, миграции и занятости населения Республики Таджикистан от 23 мая 2014 г. №11.3/1030 о порядке направления запросов о стаже и заработной плате, компетентным органом по пенсионным вопросам является Агентство по социальному страхованию и пенсии приПравительстве Республики Таджикистан.
Приказом Министра труда России от 17 ноября 2014 г. N 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно пунктам 22, 65 Правил N 884н территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган.
Между тем, в материалах дела отсутствуют достаточно бесспорные доказательства разъяснения ответчиком, какие документы истец должен представить дополнительно. Имеющаяся в материалах дела копия уведомления от 7 мая 2020 г. не может быть принята в качестве такого доказательства в связи с отсутствием в ней подписи Соломоновой Е.А. Ответ на обращение Соломоновой Е.А. был дан ответчиком 20 июля 2020 г., т.е. спустя более двух месяцев после подачи истцом заявления о назначении страховой пенсии по старости.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание доводы стороны ответчика о предоставлении истцом за пределом трехмесячного срока - 8 сентября 2020 г. копии справок №46 от 21 августа 2020 г., №47 от 21 августа 2020 г., №48 от 21 августа 2020 г., выданных ООО «Мехроварикургонтеппа» Республики Таджикистан, справки Министерства образования и науки Республики Таджикистан, акта сверки Управления агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан по городу Бохтарот 25 августа 2020 г.,в виду не подтверждения ответчиком документально даты получения Соломоновой Е.А. соответствующих разъяснений. Доводы апелляционной жалобы в указанной части нельзя признать состоятельными.
То обстоятельство, что с целью проверки полученных от истца сведений на запрос пенсионного органа от 2 сентября 2020 г. ответ с подтверждением периодов работы истца в Республике Таджикистан поступил в адрес ответчика лишь 28 октября 2020 г., не может умалить право истца на назначение страховой пенсии с момента возникновения на нее права.
Направление ответчиком запросов в компетентный орган Республики Таджикистан в рамках проведения заблаговременной работы до обращения истца с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с принятым ответчиком 13 ноября 2020 г. решением о назначении истцу страховой пенсии по старости с 28 октября 2020 г., даты повторного обращения путем телефонного обращения, в соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 26 августа 2019 г. №603по временном порядке предоставления услуг с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, при том, что истцом отрицается факт повторного обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Ввиду изложенного, правильно установив фактические обстоятельства дела, применив вышеназванные положения норм материального права, устанавливающие порядок и условия установление момента возникновения права на назначение страховой пенсии по старости, установив, что на момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости у Соломоновой Е.А. имелся необходимый стаж для назначения страховой пенсии по старости, достоверность записей в трудовой книжке подтверждена соответствующими справками, и спорные периоды работы были учтены ответчиком при принятии решения о назначении истцу пенсии с 28 октября 2020 г., у суда первой инстанции имелись основания для признания оспариваемого истцом решения ответчика незаконным, и возложении на ответчика обязанности назначить Соломоновой Е.А. страховую пенсию по старости с 10 мая 2020 г.
Судебная коллегия по существу соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на имеющихся доказательствах по делу, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не согласиться с которой оснований не имеется, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными и подлежащими отклонению.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены верно, нормы материального права судом применены верно и приведены в решении суда. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Поэтому доводы жалобы в указанной части нельзя признать состоятельными.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с постановленным решением и переоценке имеющихся в деле доказательств, однако каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности обжалуемого решения, не содержат и не могут повлечь отмены состоявшегося решения.
С учетом изложенного предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст.ст.328-330Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Россошанского районного суда Воронежской области от 25 мая 2021 г. по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Россошанском районе Воронежской области (межрайонное) Шапошникова М.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8.09.2021 г.
_______________________________________________________________________